Классный час о толерантности 4 класс (районный конкурс "Самый классный классный")
08 марта 2016
Классный час
"Чудесное слово дружба(легко ли быть толерантным)"
4 класс
Игнатьева Наталья Борисовна
классный руководитель
МБОУ "Локнянская средняя общеобразовательная школа"
- Организационный момент: (слайд №1)
А) Приветствие ученикам (воспитатель и дети стоят в круге, взявшись за руки):
Здравствуйте! Добрый день, друзья!
Он наступил такой прекрасный,
Потому что в нём есть ВЫ и Я!
ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!
Всем разным, но равным!
Всем, желающим жить так, чтобы друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями!
Всем, мечтающим жить в согласии с собой и другими, посвящается наш классный час!
Б) Тренинговое упражнение «Комплименты»:
Цель:
создание доброжелательной атмосферы;
повышение внутригруппового доверия.
Каждому приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова.
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас мы встанем парами в 2 круга (внешний и внутренний) и будем говорить друг другу комплименты, потом меняемся во внешнем круге местами. Не забывайте говорить за комплименты «спасибо»
- Вам понравилось это упражнение?
- Почему?
- Одинаковыми были комплименты или разными?
- Почему разные?
Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность.
В) Деление на группы для работы (методика «Солнышко»)
Ребята, у меня в ладонях лучики солнца, они разного цвета. Вы берёте лучик и садитесь за тот стол, где солнышко такого же цвета. (слайд №2)
Посмотрите, какое лучистое и улыбающееся солнышко на слайде. Вы – такие же, как солнышко, улыбнитесь друг другу. Посмотрите, от ваших улыбок стало светлее в классе.
- Толерантность:
- Сегодня мы будем говорить о понятии «толерантность».
- Знаете ли вы, что такое толерантность?
А) Давайте посмотрим, что же обозначает это слово на разных языках? (слайд №3)
tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;
В словаре Брокгауза и Эфрона толерантность-это терпимость.
- Какого человека мы назовём толерантным? ( он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми)
- А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет.)
- Я думаю, что вы все добрые, понимающие, толерантные.
Сейчас мы проведём тренинг и опытным путём выясним, из чего же состоит толерантность?
Б) Упражнение «Давайте пофантазируем» (слайд №4)
Ребята, давайте посмотрим на картинку? Эти дети такие же разные? Чем отличаются дети друг от друга? ( цветом кожи, внешностью, одеждой, привычками)
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда)
Интересен ли будет этот мир?
Хорошо или плохо, что мы все разные?
Нужно ли обращать внимание на эти отличия
или нужно уважать всех людей?
Вывод:
Действительно, все люди разные, мы различаемся своей внешностью, национальностью, обычаями, традициями.Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе уважения.
Запишите на 1 лучике слово «уважение»
В) Упражнение «Будем терпимыми»
Есть ли у ваших друзей качества, которые вам не нравятся? Запишите их на листочках. Теперь сверните листочки и сложите их в цветочный горшок. Давайте засыпем их землёй и забудем про них. На место плохих качеств посадим цветок и назовём его цветком...(предложения детей)
Вывод:
Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать людей такими, какие они есть, т.е. быть терпимыми.
Как вы думаете, это сложно?
Действительно, это сложно. И научиться этому сразу – невозможно. Это огромный труд, огромная работа над собой!
-Как вы думаете надо проводить такую работу?
Запишите на 2 лучике слово «терпение» (слайд №5)
Г) Чтение и обсуждение художественного произведения.
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде.
- Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Н.Чабаевского “Одинаковые”. (слайд №6)
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.
- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!
- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
ВОПРОСЫ:
- За что мама осудила Соню?
- Что бы вы сказали Соне?
- Как ей надо было поступить?
- Как называется качество, которого недостаёт Соне? (сострадание)
- Можно ли радоваться чужой беде?
Запишите на 3 лучике «сострадание»
Д)Обсуждение ситуации: (вопросы по группам)
1 гр. Обижали вас когда-нибудь?
2 гр. Бывали случаи, когда вас обижали друзья?
3 гр. Как вы вели себя в этой ситуации?
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб я не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
Можно ли простить обиду?
Нужно ли отвечать на обиду?
Вывод:
Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!
Запишите на 4 лучике слово «прощение»
Е) Давайте посмотрим, какое же солнышко толерантности у нас получилось.
Это не все составляющие толерантности. Сюда можно добавить милосердие, внимание к людям и другое. Но мы с вами говорим о самых главных составляющих. (слайд №7)
- Дружба:
А)Давайте мы с вами отдохнём, послушаем музыку, потанцуем:
Видеоклип на песню «Дружба» (видеоклип)
Дети и воспитатель садятся в круг.
Б)Беседа:
Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать настоящим другом?
Можно ли сказать, что толерантный человек будет хорошим другом?
Сейчас мы с вами продолжим тренинг.
В) Упражнение. «Волшебный микрофон»
Дети садятся в круг, вместе с учителем.
- Часто ребята, которые учатся в одном классе несколько лет очень мало знают друг о друге, не знают, кто чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпение.
Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса
- Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)
- О чем вы мечтаете?
- Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?
- Нужно ли интересоваться жизнью друзей?
.
Г) Упражнение. «Изгой»
Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона.
Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки, которые издают эти животные, найдите «своих».
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли было найти своих?
Обращаясь к вороне:
- Почему никто не обращал на тебя внимания?
- Как ты себя чувствовал?
- Хотели ли вы быть на месте вороны?
- Тяжело ли быть не похожим на всех?
- Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?
Д)Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:
«Когда я была совсем маленькая, меня звали Наташа, сейчас в школе меня зовут Наталья, а когда я вырасту, меня будут звать Наталья Борисовна
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать. У каждого есть имя и совсем не обязательно придумывать человеку обидные клички, нужно уважать других людей и называть их по имени. У вас всех очень красивые имена.
Е) Давайте сядем за столы и продолжим работу.
Творческая работа «Дерево дружбы». (слайд №8)
- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться?
- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.(по 2 правила от группы) Напишите эти правила на листочках.
1 ребёнок от группы выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.
- Пусть это дерево дружбы станет талисманом вашего класса.
Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друзей.
Ж) Игра «Волшебная рука»
На альбомных листах обводите свою руку. На ладони напишите своё самое хорошее качество характера.
- А теперь свои ладошечки подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.
Давайте встанем в круг.
Игра «Клубочек» .
Дети по очереди говорят друг другу: «Я рад, Женя, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы.
Можно ли сказать, что дружба-это чудесное слово?
Почему?
Легко ли быть толерантным?
Нужно ли работать над собой?
Наш сегодняшний разговор о дружбе и толерантности закончен, но не забывайте, о чём мы говорили. Ваш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
- Исполнение песни «Дорогою добра» (запись)
У меня для вас, таких толерантных и дружных есть подарок – песня. Давайте споём её вместе.